Душа - как парус чести в океане, Гонимая романтикой морей, Пройдя сквозь мили бурь и испытаний, Неистребима в сущности своей. Л.Толстова

Миссия центра

Морской офицер — это не просто профессия, а высокая миссия, одухотворенная идеей самозабвенного служения Отечеству! Своей деятельностью мы хотим отдать дань уважения и признательности многим поколениям моряков Российского Военно-Морского Флота, преданно и самоотверженно отдававших все свои силы, а порой и жизнь во благо Отечества.  Без флота у России нет достойного будущего!

Военно-исторический центр «Морская душа» ТОВМИ им. С.О. Макарова создан в рамках реализации одноименного информационно-образовательного проекта.

В июне 2006 г.  командование училища поддержало идею о реализации информационно-образовательного проекта «Морская душа» и создании одноименного центра на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Торжественное открытие центра состоялось 8 сентября 2007 года. 

В центре «Морская душа» осуществляется постоянная работа, направленная на органичное внедрение культурно-исторического наследия Военно-Морского Флота России в образовательный процесс военно-морского вуза.  В ней интегрированы не только педагогические и научные интересы преподавателей, но и созданы возможности для реализации духовных и познавательных потребностей курсантов на основе деятельности, имеющей высокую общественную значимость. Самозабвенное служение Отечеству для участников проекта стало не только важной культурно-исторической традицией Военно-Морского Флота, но и одухотворяющей идеей, побуждающей к участию в научных исследованиях.

В наших рядах преподаватели и курсанты, офицеры и ветераны, все неравнодушные к судьбе флота. Мы убеждены, что воспитание настоящей «морской души» является одной из важнейших задач в процессе подготовки будущих офицеров Военно-Морского Флота России. И работа эта должна носить комплексный, систематический и целенаправленный характер, о чем свидетельствует опыт работы ВИЦ «Морская душа» ТОВВМУ имени С.О. Макарова.

Цели центра:

изучение, сохранение и пропаганда культурно-исторического наследия Военно-Морского Флота России

Задачи центра:

Направления работы центра:

ПРОГРАММА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЕКТА «МОРСКАЯ ДУША»

I. Введение

Информационно-образовательный проект «Морская душа» разработан в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации: «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ 27 июля 2001 г.), Программой перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания (утв. Президентом РФ 22 августа 2002 г.), государственной «Программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Утверждена Постановлением Правительства РФ (11 июля 2005 г.), Директивой Главнокомандующего ВМФ № 40 от 26 июля 1999 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в ВМФ РФ», Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение № 3 к приказу № 70 МО РФ от 11 марта 2004 г.), Корабельным уставом Военно-Морского Флота (введен в действие приказом Главнокомандующего В оенно-Морским Флотом от 1 сентября 2001 г.), Приказом МО РФ № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ», Приказом Министра обороны Российской Федерации № 170 от 12 мая 2005 г. «Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Проект «Морская душа» предназначен для оказания помощи при организации культурно-исторической и воспитательной работы в военно-морском вузе, позволяет наметить ее наиболее значимые формы и методы. Проект, ориентирован на курсантов военно-морских вузов, личный состав Военно-Морского Флота, подрастающее поколение граждан Российской Федерации.

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения

Информационно-образовательный проект «Морская душа» предполагает организацию систематической и целенаправленной деятельности по изучению, сохранению и пропаганде культурно-исторического наследия отечественного Военно-Морского Флота, морскому просвещению, формированию морского духа нации.

В условиях преобразований современного российского общества и Вооруженных Сил необходимо не только теоретическое осмысление культурно-исторического наследия флота, но и активная просветительская деятельность по формированию морского духа нации, осмыслению значимости морской деятельности государства в интересах обеспечения системы национальной безопасности, совершенствования системы нравственного и патриотического воспитания личного состава флота.

Богатейшее культурно-историческое наследие России, накопленное предшествующими поколениями военных моряков, на сегодняшний день является малоизученным, нуждается в кропотливой работе по его сохранению, систематизации и обобщению. Блистательная плеяда военно-морского офицерства, своими деяниями, идеями, подвижничеством прославившая отечество, оставила яркий след в отечественной истории и культуре (Петр I, Д.Н. Сенявин, Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, Г.И. Бутаков, С.О. Макаров). Многие имена незаслуженно забыты или известны узкому кругу специалистов: Н.А. Бестужев, И.Ф. Лихачев, Д. Вердеревский, Е.А. Аренс и многие другие.

О необходимости активной деятельности в области морского просвещения граждан писали многие представители отечественной военно-морской мысли (Н. Беклемишев, Д. Вердеревский, И. Лихачев). Принцип органического единства развития армии и флота, провозглашенный Петром I «всякий Потенат, который едино войско сухопутное имеет, а которой и флот имеет, обе руки имеет» [ Устав морской: Репринт. воспроизв. издания 1769 г. М., 1993. С. 1.], так и не стал незыблемой основой военного строительства в России. Эффективная морская политика возможна при условии осознания обществом значимости морских интересов государства. Как справедливо отмечал в начале ХХ века Д. Вердеревский «не только народ в массе не понимает важности для России флота, но этого самого не понимают и те, в руках которых сосредоточено управление судьбами России» [Вердеревский Д. Причины упадка личного состава нашего флота. //Морской сборник. 1907. № 2. С. 67-87.].

Совершенствование системы нравственного и патриотического воспитание личного состава флота, немыслимо без сохранения культурно-исторических традиций, обеспечения их преемственности в процессе воинского воспитания. Нравственность в условиях современного мира является условием выживания человечества. И это прекрасно осознавали выдающиеся представители отечественной военно-морской культуры. Нравственные ценности доминирующие и насаждаемые в современном обществе приходят в резкий диссонанс с ценностями, необходимыми личному составу Военно-Морского Флота для успешной профессиональной деятельности. В этих нелегких условиях офицерство призвано совершать свою апостольскую, подвижническую работу по воспитанию военнослужащих. Несмотря на все технологические новшества, единственным неизменным фактором военного искусства остается человек. Именно поэтому все прославленные флотоводцы и военно-морские теоретики уделяли ему первостепенное внимание. «Дело духовной жизни корабля, есть дело самой первостепенной важности», — отмечал знаменитый русский флотоводец С.О. Макаров.

Преобразования, осуществленные в системе военно-морского образования, не привели к качественному изменению воспитательной работы. Военно-морская культура, с ее характерными традициями и ценностями катастрофически исчезает прямо на глазах. Значительная часть курсантов имеет довольно скудные представления о военно-морских традициях, а некоторые не имеют вовсе. Редко кто из будущих военно-морских офицеров может назвать более пяти фамилий знаменитых русских флотоводцев, и практически никто не может охарактеризовать их личностные качества. Немногие знают название знаменитой работы С.О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики», и это в военно-морском вузе, который носит фамилию прославленного флотоводца. В военно-морских вузах исчезает кадровый состав, который являлся хранителем и преемником культурно-исторического наследия флота. Пришедшее на смену новое поколение сформировалось в период слома старой системы воспитательной работы, и не обладает необходимыми знаниями и навыками для успешного осуществления работы с личным составом.

В этих условиях назрела настоятельная необходимость комплексного и систематического решения проблемы сохранения культурно-исторического наследия флота как основы для эффективного осуществления воинского воспитания.

Данный проект отражает и интегрирует не только педагогические и научные интересы преподавателей, но также создает возможности для реализации духовных и познавательных потребностей курсантов, на основе деятельности, имеющей высокую общественную значимость.

III. Цели, задачи и направления работы проекта «Морская душа»

Целью проекта является изучение, сохранение и пропаганда культурно-исторического наследия Российского Военно-Морского Флота.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Направления работы проекта: