Современный этап исторического развития страны ознаменовался рождением уникальной по своей масштабности и значимости общественной инициативы – формированием движения «Бессмертный полк». Опыт организации участия курсантов ТОВВМУ в этом движении всероссийского масштаба показал его богатый образовательный потенциал как педагогического и научно-исследовательского проекта.
Целью реализации проекта «Бессмертный полк» является организация системной работы по сохранению и внедрению в учебно-воспитательный процесс училища военно-исторического наследия.
Основные задачи проекта:
- сбор, систематизация и обобщение материалов об участниках Великой Отечественной (1941–1945) и советско-японской (1945) войн;
- приобщение курсантов к деятельности по сохранению и пропаганде военно-исторического наследия;
- подготовка и издание информационно-методических материалов;
- разработка технологии организации военно-исторической работы в вузе.
Формы организации работы:
- поиск исторических источников (приказов, наградных листов, донесений о безвозвратных потерях, паспортов воинских захоронений и пр.), систематизация и обработка информации об участниках Второй мировой войны (1941–1945);
- проведение учебных занятий с использованием полученных документов;
- организация научно-исследовательской работы курсантов;
- создание базы данных участников Второй мировой войны (1941–1945) войны;
- подготовка и издание биографических словарей «Бессмертный полк ТОВВМУ»;
- разработка оформления и изготовление портретов участников войны, информационно-наглядных материалов;
- разработка сценариев и проведение мероприятий с использованием полученной информации об участниках Второй мировой войны (1941–1945);
- подготовка и проведение морских церемоний, посвященных памяти погибших;
- участие в шествии «Бессмертного полка».
Первым шагом в реализации проекта стала организация работы по выявлению, обработке и систематизации исторических источников. Для этого организована работа по выявлению данных о курсантах, выпускниках, сотрудниках ТОВВМУ – участниках Второй мировой войны (1941–1945) в архивах Министерства обороны РГАВМФ (г. Санкт-Петербург), ЦВМА (г. Гатчина), базах данных Министерства обороны РФ («Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал»).
Важным шагом по внедрению военно-исторического наследия в образовательный процесс является использование копий полученных документов в учебно-воспитательной работе вуза. На практических занятиях по дисциплине «История» при выполнении практических заданий используются копии наградных листов времен Второй мировой войны, подавляющее большинство которых принадлежит выпускникам, курсантам, офицерам, преподавателям ТОВВМУ.
Полученный материал используется в рамках работы военно-научного общества при подготовке выступлений, докладов курсантов. Например, работа Р. Воробьева «С именем Безверхова» была подготовлена на основе материалов о курсантах, выпускниках, офицерах училища, воевавших в составе 71-й отдельной морской стрелковой бригады. Данная работа была представлена на межвузовском историко-художественном конкурсе «Память России», посвященном Дню героев Отечества.
Массив исторических источников, полученных в процессе реализации проекта довольно обширен, поэтому все данные сводятся в электронные таблицы, позволяющие гибко оперировать полученной информацией. Помимо таблиц, разработан шаблон карточки учета выпускника (сотрудника) ТОВВМУ. Такой подход позволяет структурировать полученный материал, для организации более эффективной работы.
В процессе реализации проекта планируется подготовка и издание биографических справочников. В справочниках содержатся краткие биографические сведения об участниках Второй мировой войны (1939–1945).
Одной из наглядных форм реализации проекта является изготовление портретов участников войны. Было разработано два варианта портретов, один – для погибших, пропавших без вести в ходе боевых действий, второй – для умерших в послевоенный период.
Наглядной формой реализации проекта является разработка подготовка материалов для оформления училища в виде информационных стендов, посвященных участникам Великой Отечественной (1941–1945) и советско-японской (1945) войн.
Материалы, полученные в результате научно-исследовательской работы, широко применяются при проведении морских церемоний, посвященных памяти погибших.
Каждая из церемоний сопровождается историко-художественными программами, во время которых перед участниками церемоний – ветеранами, нахимовцами, воспитанниками патриотических клубов, гостями выступают курсанты.
Одной из самых ярких, эмоциональных и незабываемых форм реализации проекта является шествие курсантов в составе «Бессмертного полка». В одном строю с курсантами портреты участников Второй мировой войны несут выпускники училища – офицеры, ветераны. Это уникальная возможность пройти в одном строю нескольким поколениям курсантов с портретами участников Великой войны советского народа.
Включение курсантов в военно-историческую работу используя деятельностный подход, приобщение к отечественному военно-историческому наследию является одной из важнейших составляющих процесса подготовки будущих офицеров.